bank-medias.ru | http://sportnews94.ru | http://telepat09.ru | mynewsmaker.ru/ | seonus.ru
Круги поддержки сообщества Печать E-mail

Круги поддержки сообщества

как форма урегулирования групповых конфликтов

 

Коновалов А.Ю.

НИЛ «Ювенальных технологий» МГППУ,

Центр  «Судебно-правовая реформа».

Введение

Как показывают ситуации правонарушений и конфликтов в образовательных учреждениях, подросткам часто не хватает способности к решению конфликтов путем переговоров. В случае возникновения конфликтов  участники  применяют силу (или угрозы применения силы), либо обращаются  к администрации образовательного учреждения, юристам или в правоохранительные органы. В результате с одной Glossary Link стороны часто Glossary Link конфликт не получает действительного решения, в котором все стороны чувствуют что справедливость восстановлена. С другой стороны подростки не приобретают способность самим решать конфликты ненасильственными  методами, поскольку решение конфликтов перекладывается на специалистов. Для решения этой проблемы в образовательных учреждениях  создаются службы примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и обучающихся в образовательном учреждении, которая направлена на  решение конфликтных ситуаций и правонарушениях несовершеннолетних самими участниками через Glossary Link переговоры,  медиацию и примирение. 

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». С 1 сентября 2013 года начинает действовать Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими. В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» закона N ФЗ-273 указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», которым будут необходимы технологии по урегулированию споров и конфликтов.

Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»  с 2001 года занимается созданием, поддержкой и развитием школьных служб примирения, а такжепрограмм восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций как Glossary Link медиация, семейные восстановительные конференции и круги сообществ[1]. По данным ежегодного мониторинга, проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на 2012 год в 18 территориях России действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими в ходе разных восстановительных программ было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали более семнадцати тысяч человек, находящихся в конфликте[2]

Службы примирения используют технологию восстановительной медиации. Согласно «Стандартам восстановительной медиации»[3], под медиацией «обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Glossary Link Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Эта описано в номере журнала Народное образование №8 за 2012 год в статье Ю.А, Кузовковой и И.С. Адмиральской «Мирись, мирись и больше не дерись?».

Еще одной применяемой в службах примирения программой является «Круги сообщества»  («Круги поддержки сообщества»)[4].За последнее время Круги сообществ приобрели большую популярность в нашей стране.  Согласно мониторингу Ассоциации восстановительной медиации в год в России  проводится несколько сотен Кругов сообщества. 

Круги поддержки сообщества – цели и смыслы

Традиционно Круги развивались в Северной Америке, поскольку коренные народы этой территории американские индейцы решали свои споры и проблемы, садясь в круг для открытой и равной беседы[5]. Но традиция обсуждать проблемы вместе, сообща, есть наверно у всех народов. «Можно вспомнить трипольскую культуру, которая очень уважительно относилась к кругу: обычаи скифов, которые передавали по кругу братину, обычно это была чаша, от старшего к младшему, выражая по очереди пожелания и благодарности друг другу. Позднее круги стали использоваться в Сечи, когда важное собрание казаков, а именно, военные совещания, проходили в виде круга. Такие события засвидетельствованы документальными источниками. Существуют такие воспоминания: "Старшины, выходя на середину, становились на площади в ряд, один за одним, по старшинству своих чинов(…) Братство становилось за куренными атаманами вокруг церкви, начиная правый фланг от кошевого и заканчивая левый фланг возле военного есаула, создавая в целом огромный казацкий круг" (Д.Яворницкий, История запорожских казаков). Особенностью проведения круга среди казаков было то, что обсуждение в нем длилось столько, пока общество не приходило к консенсусу, который  удовлетворял  бы всех его членов»[6].

В современной цивилизации, особенно в крупных городах,  все меньше остается возможностей для  подобного взаимодействия людей.

 мы не можем перенести в города опыт общин, но мы можем на их основе  поддерживать и развивать круги  как форму укрепления сообществ в современных условиях.

Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних[7] и пр. В Круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.

Круг поддержки сообщества проводят по проблемной ситуации, которую признают важной для себя все его участники. Заявить проблему может  какой-то конкретный человек или группа, и на ее обсуждение приглашаются те, кого так или иначе затронула эта проблема, и те, кто заинтересован в ее решении.  Со всеми приглашенными обязательно проводится предварительная встреча, где рассказывается  смысл и цели Круга сообщества,  его правила, тема обсуждения.  Участие в Круге только добровольное. Без подготовки участников на таких предварительных встречах, без признания актуальности обсуждаемой проблемы всеми участниками Круга и соблюдении принципа добровольности повышается риск, что обсуждаемый конфликт вспыхнет на Кругу с новой силой.

Подготовка к Кругу

Круг готовит  и проводит Совет Круга, в который входит Хранитель Круга вместе с командой помощников - волонтеров, прошедших обучение проведению Кругов сообщества. Совет Круга  -  достаточно постоянная и сплоченная команда, понимающая  какие принципы  они поддерживают  и как они могут их транслировать на Кругах.

 

Еще до приглашения участников Совет Круга обсуждает:

  • в чем состоит важная для всех участников ситуация и насколько она подходит для проведения Круга.
  • какие вопросы и темы  будут  поставлены на обсуждение
  • как создать условия для актуализации  и осмысления ценностей  участников 
  • как организовать конструктивное обсуждение на Круге, чтобы участники сами нашли выход из сложившейся ситуации.

Предварительные встречи 

   Хранителем обязательно проводятся предварительные встречи  со всеми приглашаемыми участниками, где более точно формулируется тема Круга с учетом их мнений, объясняются  смысл, цели и правила Круга. Обсуждаются ожидания от круга, потребности и  Glossary Link интересы участников,  связанные  с проблемной ситуацией. После предварительной встречи  кто-то может отказаться участвовать, исходя из  принципа добровольности.Поскольку каждая тема может обсуждаться достаточно долго, больше трех-четырех тем или вопросов за один раз обсудить сложно.

На Кругах, проводимых в образовательных учреждениях важно участие классного руководителя как человека, который будет поддерживать возникшие на Круге конструктивные изменения.

Первая фаза Круга: создание основы для диалога

На первой фазе Круга участники представляются. Важно чтобы все находились в кругу, наблюдатели «за кругом» не допускаются. Иногда проводится подготовленная хранителем с волонтерами церемония начала Круга, помогающая участникам настроится на серьезный разговор и открытую коммуникацию.

Хранитель объясняет цели и смысл Круга, а также предлагает выбрать символ слова, то есть предмет, который будет обозначать говорящего. Символ слова всегда передается по часовой стрелке, чтобы исключить споры и перепалки между участниками и дать каждому возможность и  время обдумать произошедшее и высказать свое мнение.

Достигается договоренность о  таких правилах Круга как:

- уважать символа слова;

- говорить и  слушать с уважением;

- оставаться в Круге до его завершения;

- соблюдать конфиденциальность.

Затем Хранитель просит каждого из участников по очереди поделиться  историей из своей жизни, впрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные  смыслы и Glossary Link ценности,  которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют Хранитель и волонтеры на этапе подготовки к Кругу, и она уникальна для каждого Круга. Например: «Расскажи о том человеке, который  помог тебе справиться со сложной жизненной проблемой и чему это тебя научило?».

Хранитель начинает первым, чтобы было понятно, что это именно реальная история (а не краткий ответ на вопрос). Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы  все желающие могли поделиться своей историей или откликнутся на рассказанные другими истории. Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношения в Круге: люди начинают относиться друг к другу более человечно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам или ролям педагог-ученик.

Вторая фаза Круга: обсуждение проблемной ситуации

На второй фазе Хранитель предлагает  всем участникам сказать свое отношение к ситуации, и к каким последствиям для них она привела.

На этом этапе важно чтобы  у каждого была возможность высказаться, чтобы  «все голоса были услышаны»  -  а не только мнения лидеров и взрослых.

Часто оказывается, что после этого обсуждения проясняется много важных подробностей случившегося, которые до того не высказывались участниками.

Обязанности хранителя включают принятие следующих решений:

 - когда и как прервать человека;

 - когда открыть обсуждение темы в  Круге и когда закрыть ее;

 - когда объявить перерыв;

 - как использовать символ слова;

 - как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Хранитель Круга не так нейтрален, как медиатор. Хранитель может высказывать свое отношение к произошедшему наравне с другими участниками Круга, и является активным участником Круга, может вносить свои предложения и высказывать свое беспокойство по поводу обсуждаемой проблемы.

Нередко на этой фазе вспыхивают Glossary Link эмоции, претензии, высказывается предубеждения и оскорбления. В отличие от медиации Хранитель может перебивать говорящего только в крайних случаях, поэтому ему помогают управлять коммуникацией  подготовленные волонтеры. Они специально еще в начале Круга рассаживаются  перед или после наиболее эмоционально настроенных участников, чтобы  своими словами сглаживать их высказывания,  тем самым поддерживая целостность круга и  доброжелательную атмосферу. При этом волонтеры  и Хранитель не должен сглаживать остроту самой проблемы и снижать ее значимость для  говорящего.

По ходу обсуждения может стать выяснится, что появились еще темы для обсуждения, без которых этот Круг не сможет быть успешным. Хранителю важно понимать, какая тема и в какой формулировке в данный момент затрагивает всех. Символ слова передаётся от участника к участнику до тех пор, пока есть желающие высказаться (то есть по одному вопросу/теме может проходить несколько раундов). Когда тема себя исчерпала, можно переходить к следующей. Хранитель Круга формулирует следующую тему, отзываясь на наиболее волнующий всех вопрос.

Может показаться, что необходимость ждать своей очереди для высказывания усложняет коммуникацию, но, скорее, это дисциплинирует. Пока символ слова идет по кругу, желание ответить резкостью пропадает, человек успокаивается. Спокойный и предсказуемый темп Круга позволяет участникам подготовиться к своему высказыванию.

Третья  фаза Круга: рассмотрение возможных вариантов решения.

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных способах решения проблемы.  Обычно походит несколько раундов обсуждения. Хранителю и волонтерам важно направлять разговор на принятие ответственности за поиск выхода ситуации самим участникам Круга. Если какое-то решение находится вне зоны компетенции участников обсуждения (например, зависят от администрации),  то тогда  важно обсудить,  как участники Круга будут способствовать его реализации.

Когда символ слова обошел Круг и вернулся к Хранителю, он может запустить еще один раунд обсуждения, подвести итог сказанного,  поднять другие вопросы о которых говорили участники, передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга, либо поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который захочет высказаться.

Четвертая  фаза Круга: достижение взаимопонимания и договоренности.

В Круге определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации. Решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках Круга, хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения. В процессе Круга его участникам делегируется ответственность за решение проблемной ситуации, поэтому Круги способствуют формированию активного школьного сообщества. 

Не всегда в Круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание.

Пятая  фаза Круга: закрытие.

Участники обмениваются мыслями о прошедшем Круге. Также проводится завершающая церемония закрытия Круга, которая ставит «точку» в этом процессе. Поскольку часто Круг продолжается 2-3 часа, то хорошо, если будет предоставлена возможность для чаепития.

Резюме:  этапы Круга принятия решения

 

Фаза

Действия

1. Создание основы для диалога

 - приветствие участников Круга

 - церемония открытия Круга

 - раунд знакомства

 - достижение договоренностей по правилам работы в Круге

 - раунд личных историй

 - благодарность присутствующим

 - напоминание о цели Круга

2. Обсуждение проблемной ситуации, интересов и намерений

 - рассказы о переживаниях, проблемах, проблемной ситуации (может быть несколько раундов)

 - определение проблем, интересов, намерений, надежд (может быть несколько раундов)

3. Рассмотрение возможных вариантов выхода из проблемной ситуации и решение выявленных в ходе встречи проблем

 - обсуждение возможных решений (может быть несколько раундов; хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса)

 - подведение итогов обсуждения

4. Достижение консенсуса или чувства общности

- определение пунктов соглашения или общей точки зрения

 - определение следующих шагов в нормализации отношений

5. Закрытие

 - подведение итогов: соглашение/ следующие шаги

 - завершающий обмен мыслями о встрече в Круге

 - церемония закрытия

 

Главное на Кругах – та атмосфера, которая и позволяет перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и  совместной работе над улучшением своей жизни.

«Круги заключаются не в представлении или указывании на правильное или неправильное, или в постановке отличного спектакля. Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения. Напротив, Круги стремятся дойти до сути нашего существования, исследуя наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают нам понять, какими мы хотим быть»[8].

 


[1] Сайт www.sprc.ru. Там же можно узнать об обучении  восстановительной медиации и Кругам сообщества.

[2] Мониторинг восстановительных практик Вестник восстановительной юстиции. Вызовы и стратегии. Выпуск 10. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2013.

[3] Стандарты восстановительной медиации. Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Выпуск 7. – М.: Центр «СПР». 2010.

[4] Также см. Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути к созданию Российской модели Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов. /под общ. ред. Н. Л.  Хананашвили. М:. Благотворительный фонд «Просвещение», 2012

[5] Прайнис К, Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной под редакцией Р.Р Максудова, Л.М. Карнозовой, Н В. Путинцевой – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.

[6] Школьная служба разрешения конфликтов. Опыт создания. ОО«Инициатива». Украина. Жмеринка. 2008

[7] Также см. Stuart Barry. Circle sentencing: mediatoin and consensus "Turning swords into Ploughshares". Ассord. 1995. June. Барри Стюарт Круги правосудия: медиация и Glossary Link консенсус «Смена мечей на орала». Библиотека центра «Судебно-правовая реформа».

[8] Прайнис К, Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу.