Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предусматривают лишь юридические последствия примирения. В законопроекте предлагается установить порядок процессуальных действий, направленных на создание условий для такого рода взаимодействия между обвиняемым и потерпевшим. Проект предусматривает возможность как самостоятельного примирения, так и процедур с участием примирителя, привлекаемого органами уголовного преследования для этой цели.
Проект федерального закона разработан в целях гуманизации уголовного судопроизводства и совершенствования форм ответа на преступление, предусмотренных законами российского демократического правового государства. Предполагается, что принцип неотвратимости наказания будет в большей степени, чем сегодня, дополнен правовыми возможностями урегулирования конфликта между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим без применения мер государственного принуждения либо с минимальным их использованием. Должно быть поощрено раскаяние подозреваемого и обвиняемого, его стремление принять на себя не только имущественную, но и моральную ответственность за причиненный пострадавшему вред.
По замыслу разработчиков настоящего законопроекта, возможность примирения с потерпевшим должна обеспечиваться всем без исключения обвиняемым (подозреваемым), вне зависимости от их возраста и содержания обвинения (подозрения). В качестве первого этапа в правовом обеспечении сторонам конфликта возможности примирения предлагается распространить действие проектируемого федерального закона на уголовные дела, в рамках которых в совершении преступлений обвиняются лица, не достигшие возраста 18 лет. Таким образом будет достигаться поставленная Президентом России цель создания дружественного к ребенку правосудия.
Гарантиями реализации возможности примирения сторон выступают следующие отраженные в законопроекте институты и нормы:
провозглашение примирения правом сторон и разновидностью смягчающего наказание обстоятельства;
признание возможности примирения правонарушителя и пострадавшего на всех стадиях уголовного судопроизводства, включая стадию исполнения приговора;
закрепление обязанности администрации мест содержания под стражей, а также учреждений и органов, исполняющих наказания, содействовать примирительным встречам;
возможность подкрепления положений примирительного договора властью суда, который вправе возложить на условно осужденного соответствующие обязанности; нарушение этих обязанностей может послужить основанием для продления испытательного срока или отмены условного осуждения с исполнением назначенного приговором суда наказания;
установление возможности принудительной реализации некоторых условий примирительного договора, в том числе, связанных с возмещением вреда, на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего примирительный договор;
возложение на следователя, дознавателя и суд обязанности разъяснять сторонам их право на примирение;
предоставление следователю, дознавателю, суду права приостановить производство по делу для обеспечения сторонам возможности примирения;
законодательное закрепление основных условий деятельности примирителя, предоставление ему иммунитета от дачи показаний, нарушающих конфиденциальность примирительной процедуры;
обязательность приобщения к материалам уголовного дела по ходатайству стороны примирительного договора и других документов, подтверждающих факт примирения сторон;
расширение круга случаев, когда потерпевший вправе участвовать в судебном заседании в стадии исполнения приговора.
Источник: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/4532/